ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 55RS0003-01-2025-002778-75 |
Дата поступления | 29.04.2025 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Назаретян Ксения Витальевна |
Дата рассмотрения | 05.06.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 29.04.2025 | 11:15 | 01.05.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 29.04.2025 | 15:44 | 01.05.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 30.04.2025 | 11:11 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 01.05.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 30.04.2025 | 11:11 | 01.05.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 15.05.2025 | 14:50 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 01.05.2025 | |||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 15.05.2025 | 16:00 | 01.05.2025 | ||||||
Судебное заседание | 22.05.2025 | 14:20 | Объявлен перерыв | 01.05.2025 | |||||
Судебное заседание | 05.06.2025 | 11:30 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | 13.06.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 83" | 5505027910 | 550501001 | 1025501174302 | |||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Департамент образования Администрации г. Омска | ||||||||
ИСТЕЦ | Прокурор ЛАО г. Омска |
55RS0003-01-2025-002778-75
Дело № 2-2223/2025
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2025 года город Омск
Ленинский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Назаретян К.В.
при секретаре судебного заседания Алексеевой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского АО г. Омска к Бюджетному образовательному учреждению г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №83» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского АО г. Омска обратился в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения законодательства о социальных правах граждан в деятельности БОУ г. Омска «СОШ № 83», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 15. В ходе проведенной проверки установлено, что до настоящего времени здание школы не оснащено пандусом, стрелками –указателями, социальными знаками доступности, табличками при входе в задание, на классах, кабинетах и в местах общего пользования с целью дублирования информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля, индукционными петлями для слабослышащих в местах проведения массовых мероприятий.
В результате проверки и наличием нарушений прокуратурой округа 14.04.2025 заведующему БОУ г. Омска «СОШ № 83» вынесено представление. В ответ на представление ответчиком указано, что в адрес учредителя направлено письмо о необходимости оказать содействие в обеспечении задания условиями доступности для инвалидов. Просит обязать бюджетное БОУ г. Омска «СОШ № 83», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 15, устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, разместить при входе в объект вывеску с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, установить в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционную петлю и звукоусиливающую аппаратуру, обеспечить доступ для маломобильных групп населения в здание, а также взыскать с ответчика БОУ г. Омска «СОШ № 83» в доход бюджета государственную пошлину.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ЛАО г. Омска Рамбиевская М.М. с учетом частичного устранения ответчиком выявленных проверкой нарушений, исковые требования уточнила, просила устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, а именно обеспечить здание по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 15, условиями доступности для инвалидов, установить в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционную петлю и звукоусиливающую аппаратуру; обеспечить доступ в здание для маломобильных групп населения.
Представитель БОУ г. Омска «СОШ № 83» в лице заместителя директора Саленко Е.И. в судебном заседании требования прокурора не оспаривала, ссылаясь на отсутствие финансирования.
Представители департамента образования Администрации г. Омска, Администрации города Омска в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 7 Конституции РФ определено, что Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), он определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона N 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» в компетенцию образовательной организации входят материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными требованиями и стандартами, санитарными нормами, создание условий для охраны здоровья учащихся.
Частью 7 статьи 28 ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384 - ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Судом установлено, что прокуратурой округа проведена проверка соблюдения законодательства о социальных правах граждан в деятельности БОУ г. Омска «СОШ № 83», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 15.
В ходе проведенной проверки установлено, что здание школа не оснащено пандусом, стрелками –указателями, социальными знаками доступности, табличками при входе в задание, в местах общего пользования с целью дублирования информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля, индукционными петлями для слабослышащих в местах проведения массовых мероприятий.
В результате проверки и наличием нарушений прокуратурой округа 14.04.2025 заведующему БОУ г. Омска «СОШ № 83» вынесено представление.
В ответ на представление ответчиком указано, что в адрес учредителя направлено письмо о необходимости оказать содействие в обеспечении здания условиями доступности для инвалидов, выделив для этих нужд дополнительное финансирование.
В ходе судебного разбирательства ответчиком представлено доказательство, частичного устранения требований законодательства.
Таким образом, по состоянию на 05.06.2025 в здании БОУ г. Омска «СОШ №83» по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 15, необходимо установить в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционную петлю и звукоусиливающую аппаратуру; обеспечить доступ в здание для маломобильных групп населения, обеспечив здание условиями доступности для инвалидов.
Из материалов дела следует, что БОУ г. Омска «СОШ №83» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних.
При этом, отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиком БОУ г. Омска «СОШ №83» законодательства.
Пунктами 1, 3, 7.1, 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, исполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов, является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления.
Судом установлено, что невыполнение БОУ г. Омска «СОШ №83» указанных в иске требований обусловлено недостаточным финансированием расходов со стороны учредителя и собственника данного учреждения.
В то же время одним из источников формирования имущества, финансовых ресурсов учреждения являются субсидии из бюджета муниципального образования. Выполнение установленного муниципального задания осуществляется за счет финансового обеспечения учредителя на содержание имущества.
БОУ г. Омска «СОШ №83» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования Омской области, серия А № 0001225, регистрационный № 632-п от 26.12.2011, срок действия лицензии: бессрочно.
Согласно п. 1.3. Устава БОУ г. Омска «СОШ №83» учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
В соответствии с п.п. 1.6. - 1.10 Устава функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования Администрации города Омска. Собственником имущества является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области.
Права собственника в отношении, закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
БОУ г. Омска «СОШ №83» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать, установленного образца, бланки со своим наименованием.
Таким образом, БОУ г. Омска «СОШ №83» несет обязанность по соблюдению требований законодательства о социальной защите инвалидов.
В силу положений статьи 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений по иску. Судом разъяснены сторонам, какие обстоятельства, и какой стороне надлежит их доказывать, и каковы последствия не предоставления этих доказательств (ст. 12 ГПК РФ), доказательств в опровержение доводов истца ответчиком не представлено.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Ленинского административного округа г. Омска подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требование о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. В случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. № 7 разъяснено, что при установлении указанного срок суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с БОУ г. Омска «СОШ №83» в местный бюджет государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Омска удовлетворить.
Обязать Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №83» в срок не позднее 01.04.2026 обеспечить здание по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, д. 15 условиями доступности для инвалидов, установить в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционную петлю и звукоусиливающую аппаратуру, обеспечить доступ для маломобильных групп населения в здание.
Взыскать с Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №83», ИНН 5505027910, государственную пошлину в бюджет г. Омска в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.В.Назаретян
Мотивированный текст решения изготовлен 10.06.2025
Судья К.В.Назаретян
